1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Митинг в четырех стенах . Хабаровские медики “мешают” предвыборной гонке?

Хабаровский крайком профсоюза работников здравоохранения потребовал от краевого Минздрава доведения зарплат хотя бы до объявленного властями среднего уровня, льгот для сельских врачей и помощи в приобретении жилья. Требования, актуальные для всех российских работников здравоохранения, хабаровчанам пришлось оглашать в помещении Крайсовпрофа, хотя изначально планировалось проведение митинга. В “подполье” протест загнала предвыборная ситуация в регионе: нынешнему и.о. губернатора края до осени никаких волнений не нужно. Как в этих условиях крайком профсоюза выстраивал диалог с местной властью, выяснял корреспондент “Солидарности”.

КТО “ПОДСТАВИЛ” ГУБЕРНАТОРА

5 июня в актовом зале Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов прошло собрание профактива медицинских работников региона, участники которого выразили недовольство уровнем своих зарплат и социального обеспечения, а также напряженностью рабочего графика. Казалось бы, тема больше подходит для акции протеста, чем для собрания. И действительно: еще 20 марта на пленуме хабаровской краевой организации профсоюза работников здравоохранения было принято решение о проведении митинга.

- Люди говорили о низкой оплате труда, о том, что не согласны ждать обещанного президентом повышения зарплат до 2018 года. (200% от средней по региону, согласно “майским указам” Владимира Путина, подписанным после избрания в 2012 году. - П.О.) Митинг решено было провести, - рассказала “Солидарности” представитель профсоюза работников здравоохранения РФ в Дальневосточном Федеральном округе Тамара Беспалова.

О намерении провести акцию были оповещены и местные власти, и полпредство президента в ДФО, однако чиновники восприняли эту идею в штыки. Дело в том, что в сентябре в Хабаровском крае пройдут губернаторские выборы. Глава региона Вячеслав Шпорт, по примеру многих своих коллег, досрочно подал в отставку, и теперь исполняет обязанности губернатора. Поэтому любое выражение недовольства - тем более со стороны бюджетников - успешному избранию на должность никак не поспособствует.

Тем не менее представители крайкома профсоюза не сдались и обратились в хабаровскую администрацию за разрешением на проведение митинга. Разрешение, говорит Тамара Павловна, вроде бы подготовили. Но все никак не выдавали на руки, ссылаясь на занятость.

3 июня замминистра здравоохранения края Ирина Радомская и начальник управления организации лечебно-профилактической помощи населению Игорь Балабкин приезжали в крайком профсоюза с целью “поиска компромисса”. Компромисс на тот момент виделся чиновникам в отказе профактива от проведения митинга, чтобы “не подставлять губернатора”. Председатель хабаровского крайкома профсоюза работников здравоохранения Ольга Адмидина и ее профсоюзные коллеги, посовещавшись, решили провести вместо митинга собрание профактива края.

В результате 5 числа в актовом зале хабаровского крайсовпрофа собралось более 250 человек. 50 активистов приехали из Комсомольска-на-Амуре, 15 из Амурска, несколько из Солнечного и других мест региона. Тамара Беспалова говорит, что зал (который как раз и рассчитан на 250 мест) был переполнен, люди сидели и стояли в проходах. Главных врачей, подчеркивает Беспалова, в зале не было. Председатели первичек сообщали: главврачам была дана установка на то, “чтобы люди не присутствовали”.

4 июня, кстати, министр здравоохранения Хабаровского края Александр Витько пригла-сил к себе главврачей лечебных учреждений на встречу, на которой присутствовала и Тамара Павловна. Когда все уже расходились, представителю профсоюза в ДФО было открыто сказано: “Мы хотим, чтобы вы отменили собрание”.

И СМЕХ... И ДЕНЕГ НЕТ

Тем не менее собрание состоялось. На него даже попали Ирина Радомская с Игорем Балабкиным. Чиновники услышали требования о содействии обращению ЦК профсоюза к председателю правительства РФ по увеличению заработной платы и социальной поддержке работников здравоохранения. От краевой Думы собравшиеся потребовали льгот по обеспечению работников здравоохранения жильем и сохранения надбавок за стаж для сельских медиков.

- Что сказала Радомская... Она приводила примеры (и это действительно так), что средняя заработная плата по Хабаровскому краю составляет у врачей 41 тысячу рублей (23 тысячи - у средних медицинских работников, 12 - 14 тысяч - у младшего медицинского персонала), - говорит Беспалова. - Естественно, когда Радомская объявила, что средняя зарплата - 41 тысяча, в зале очень много было смеха, начался гул, шум. Она говорила, что, в общем-то, все прекрасно. Что они должны работать. Когда мы встречались с главврачами, те говорили: “Люди не хотят, чтобы штат был укомплектован, потому что у них есть возможность заработать, они хотят работать, они просят дополнительную работу. Потому что они покупают машины, квартиры...”

Не правда ли, кого-то напоминает? Давний оппонент российских профсоюзов бизнесмен и политик Михаил Прохоров говорил примерно то же самое обо всех российских трудящихся. Врачи, может, и не прочь зарабатывать больше, хотя бы таким способом. Но если присмотреться к плакатам, развешанным по залу Крайсовпрофа, можно увидеть такой лозунг: “1 ставка = 1 зарплата”...

Смех смехом, но стоит отметить, что краевой Минздрав старается делать, что может, исходя из имеющихся в его распоряжении средств. То есть, как водится, средств ограниченных. Если вернуться к указу президента об увеличении зарплат к 2018 году, то в Хабаровском крае, как отмечает та же Беспалова, все идет по графику.

Министерство, несмотря на нежелание властей “подставлять губернатора”, после собрания 5 июня пошло медикам навстречу. Ирина Радомская предложила “полпреду” профсоюза в ДФО и председателю крайкома действовать сообща. Например, детально изучить вопрос зарплат в каждом медучреждении и обсудить, “с чем вы не согласны, с чем мы не согласны”. По идее, их руководителям должно быть дано распоряжение не повышать зарплаты административных работников, что для остальных уже было бы неплохо. Тем не менее...

- Что с зарплатами... Министр однозначно говорит: денег нет. Вот то, что есть, и другого не будет. Мы вышли на параметр, который определен указом президента, и средств дополнительных не будет, - говорит Тамара Беспалова. - Нам больше нечего ждать, мы все получили. Но, как мы говорим, на ставку нечего есть, а на две ставки - некогда.

Комментарии

Галина Кононенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов:

Мы полностью поддерживаем действия медицинских работников. Они изначально направлены на поддержку обращения, которое было направлено в адрес президента Путина и председателя правительства Медведева по поручению Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения. Суть этого обращения - в исполнении указа президента. Минимальная гарантированная оплата труда медработника должна быть не ниже МРОТ. Также требуется определение нормативов нагрузок, которые сейчас имеются только по некоторым медицинским специальностям. В этом обращении была отмечена и необходимость изменения методики расчета средней заработной платы. Сейчас средняя зарплата у наших врачей составляет 40 тысяч рублей, а при работе на ставку доктор получал бы 11 - 15 тысяч в зависимости от его квалификационной категории и занимаемой должности. Понятно, что при такой зарплате мы мало кого можем привлечь на работу, и отсюда возникает кадровый дефицит.

Помимо этого медработники в своем обращении к правительству Хабаровского края обозначили проблему доступности жилья. В регионе разработаны правительственные программы, которые, так или иначе, позволяют получить и служебное жилье, и жилье по социальному найму, и дополнительные деньги на приобретение жилья молодыми специалистами, которые поедут на село. Но в целом проблема доступности жилья не решена, поскольку ипотека при сегодняшних заработных платах просто неподъемна для наших работников.

К сожалению, со стороны Министерства здравоохранения мы поддержки не увидели. На работников пытались оказать давление с тем, чтобы они не приходили на митинг. Мы приняли компромиссное решение, не стали проводить митинг - ушли в зал на собрание. Но и на собрание людям под разными предлогами было запрещено приходить. Тем не менее оно состоялось.

Сейчас мы будем оказывать помощь краевому комитету в налаживании с властями обратной связи. Мы предлагали решение проблем в пределах того финансирования, которое получает краевой Минздрав. Необходимо разработать методические рекомендации по критериям начисления стимулирующих выплат, исходя из которых каждое лечебное учреждение могло бы выбрать свой набор. Эти выплаты не всегда распределяются справедливо и прозрачно.

Михаил Андрочников, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ:

В Хабаровске предвыборная ситуация, и после долгих переговоров с нашим представителем было решено провести акцию в виде собрания профактива. Требования хабаровских медиков можно назвать стандартными для всей страны: базовые оклады, надбавки, критерии и оценка результативности труда, выделение квартир и прочее, прочее. Мы выдвигаем эти требования давно, основное - в том, что базовые оклады должны соответствовать МРОТ. А система оплаты труда должна быть прозрачной и понятной работникам. Мы поддерживаем все требования наших хабаровских коллег, и всегда открыто излагали основные их позиции.

Федеральный Минздрав не все может сделать на уровне территории. Например, взять недавние события в Ижевске (см. "Солидарность" №№ 14, 15, 2013 - Прим. ред.). Туда была направлена комиссия Минздрава, и по результатам ее работы были сделаны какие-то выводы. Руководству региона было, в частности, предложено заменить министра здравоохранения Удмуртии. Но президент республики сказал: “Я его не сдам”. Не могу сказать вам точно, но, по-моему, даже министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова писала представление о том, чтобы его заменить. Никакого толка от этого нет, потому что как таковой вертикальной структуры назначения руководства в Минздраве нет. Все назначаются на местах. Вот такая “вертикальная раздробленность”, в управлении отраслью возникают очень серьезные проблемы.

Вся надежда хабаровских медиков - на свое региональное министерство, с которым они встречаются и работают.

"Солидарность"