1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Стороны РТК подвергли жесткой критике проект бюджета на ближайшие годы

2 июля состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В повестке работы комиссии значилось целых семь пунктов для обсуждения, однако наиболее продолжительные споры вызвал доклад заместителя министра финансов РФ Алексея ЛАВРОВА о проекте основных направлений бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов. Причина споров – предложения Минфина оптимизировать госбюджет, в том числе за счет социальных расходов.

«С кого-то снять»

При первом взгляде на многостраничный проект основных направлений бюджетной политики на 2014 - 2016 годы сложно понять, чего в нем больше: букв или цифр - настолько огромные объемы цифровой информации он содержит. Слава богу, эксперты Российской трехсторонней комиссии, обсуждавшей документ, в жесткой полемике пролили свет на некоторые пункты, вызывающие у сторон РТК серьезную озабоченность. Следует добавить, что проект должны были одобрить всего через два дня после работы РТК, на заседании правительства РФ 4 июля.

В идеале основные направления бюджетной политики должны быть сформированы на основе стратегических целей развития страны, сформулированных в указах президента от 7 мая 2012 года, концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, основных направлений деятельности правительства на период до 2018 года. А также - на основе положений послания президента о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах. Но в реальности, а не на бумаге, как водится, все оказалось не так просто.

- В настоящий момент определяющее влияние оказывает ухудшение макроэкономических параметров, - отметил в своем докладе замминистра финансов Алексей Лавров. – Меняются в худшую сторону темпы роста валового внутреннего продукта по сравнению с одобренными в предыдущем бюджетном цикле, снижаются другие бюджетообразующие показатели. В результате сегодня мы сталкиваемся с необходимостью сокращения объемов расходов. По сравнению с ранее одобренными характеристиками доходы государства в 2014 году упадут на 543 млрд рублей.

Замминистра отметил, что для финансирования новых расходных обязательств необходимо оптимизировать уже сложившуюся структуру расходов. По его словам, в основу формирования бюджетных проектировок положен инновационный вариант прогноза, исходящий из смелых гипотез, которые «находятся на оптимистичном пределе». Это таит риски, несмотря на то, что параметры текущего прогноза хуже, чем в предыдущем бюджетном цикле: снижены показатели темпов роста ВВП, инвестиций, объемов экспорта, импорта, прибыли – все те, которые непосредственным образом влияют на доходы бюджета.

Представитель финблока правительства разъяснил меры оптимизации расходов госбюджета: это сокращение межбюджетных трансфертов в государственных внебюджетных фондах (ПФР, ФОМС, ФСС) и уменьшение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг. Лавров заверил, что в соответствии с так называемым «бюджетным правилом» все утвержденные ранее расходы государства на целевые программы, закрепленные в федеральных законах, будут сохранены в полном объеме.

Однако председатель профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова, что называется, поймала замминистра на слове. Она указала на два нарушения. Во-первых, в соответствии с проектом документа, Минфин из каких-то своих соображений, без согласования с заинтересованными сторонами социального партнерства, взял и сократил целую категорию работников образования, которые должны были подпасть под действие программы поэтапного увеличения оплаты труда в соответствии с указами президента. Экономия – 23 млрд рублей. Во-вторых, проект предполагает увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав вузов (для повышения эффективности труда), но зарплату при этом предлагается увеличить за счет «ограничения фонда оплаты труда прочего персонала».

То есть Минфин, по сути, говорит о пересмотре финансирования базовых сценариев уже принятых государственных программ!

- Те меры, зачастую непопулярные, которые мы приняли в прошлом и текущем годах, приводят к тому, что наш социальный блок суммарно дает дополнительно 470 млрд рублей в федеральные фонды, - констатировала координатор РТК, вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец. – Но все остальное дает нам минус 564 млрд рублей. Это, прежде всего, невыполнение текущей программы приватизации и принятие новой программы приватизации, которая составлена в совершенно новых трендах, существенно заниженных по отношению к бюджету, принятому на сегодняшний день. То есть получается, что мы (социальный блок. – Г.С.) рванули в плане реформ и действительно рационального использования денег для того, чтобы обеспечить свои нужды, а сейчас нам предлагается за счет наших усилий заткнуть дыры, которые образуются в бюджете из-за того, что другие, в частности финансовый блок, просто не доработали.

- Больше денег, чем есть сейчас в бюджете, не будет, - отрезал Лавров. – Сейчас речь идет о том, чтобы с кого-то снять, а кому-то еще добавить.

- Или увеличить программу приватизации на те же 564 млрд рублей, - парировала вице-премьер.

- Поступления от приватизации не относятся к доходам федерального бюджета – это источники финансирования дефицита, - последовал ответ замминистра финансов. - Поэтому увеличение программы приватизации хоть на 400, хоть на 500 млрд рублей приведет к тому, что нам просто меньше придется заимствовать, это правда. Но объем расходов, по бюджетным правилам, благодаря этому увеличить невозможно.

- Тогда почему Минфин объясняет выпадение тех же 564 млрд рублей из федерального бюджета потерями прибыли от приватизации?

Ответа на этот вопрос не последовало, потому что и другие стороны, как говорится, имели что сказать.

В деталях

- Вопросами установления продолжительности рабочего времени для тех или иных профессий, оплаты труда и так далее должно заниматься профильное министерство, а не Минфин, - отметил председатель ФНПР Михаил Шмаков в полемике с Лавровым. – А вы здесь описываете новации, которых нет ни в жизни, ни в трудовом законодательстве РФ.

Речь зашла о тезе про занятость работников бюджетной сферы: «…совокупные доходы работников бюджетной сферы с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости оплаты труда необходимо учитывать при сопоставлении уровней оплаты труда в разных отраслях».

- Это что за почасовая стоимость оплаты труда? – поинтересовался Шмаков. – Такого понятия в ТК просто нет, каким образом ее можно рассчитывать? Я вам скажу, что здесь написано в переводе на понятный для работников бюджетной сферы русский язык. Указ президента о том, что заработная плата бюджетников должна быть на уровне средней зарплаты в регионе, будет выполнен счетным путем: не вкладывая в повышение зарплаты ни копейки. Вы, но не лично вы, а те, кто будет этим заниматься вместе с Росстатом, счетным путем прикинете мифическую среднюю почасовую стоимость труда. То есть с учетом реальной нагрузки, вы будете делить заработок не на 40 часов в неделю, а, допустим, на 36 часов, и после этого скажете, что учитель сегодня получает больше, чем чиновник. Это не выполнение указа президента, а попытка «залакировать» проблему, но отчитаться перед главой государства.

Помимо этого глава ФНПР отметил, что в проекте документа не предусмотрено повышение минимального размера оплаты труда на ближайшие три года, хотя уже сейчас МРОТ составляет лишь 60% от прожиточного минимума. При этом в 2014 году, согласно таблицам, приведенным Минфином в проекте, планируется сокращение общего фонда заработной платы для работников бюджетной сферы, в то время как прогнозируется прирост объема платных услуг и кредитов, предоставляемых физическим лицам.

- И как мы будем сводить эти показатели? Сделать это счетным образом, на уровне документа - можно. А как свести на уровне жизни отдельно взятой российской семьи, когда доходы падают, а обязательные платежи растут? По сути, мы толкаем людей в долговую яму, в бедность. Вот те результаты, которые мы получим в случае реализации положений данного документа. Мы считаем их совершенно недопустимыми, - заявил Шмаков.

Претензии к содержанию проекта документа высказали и работодатели - по поводу повышения базы для начисления страховых взносов, введения специальной системы оценки труда.

Управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова отметила:

- Конечно, спасибо большое Минфину, что мы в первый раз смотрим документы до заседания правительства. Но ситуация, когда материалы приходят в понедельник (1 июля. – Г.С.) в два часа дня, – несколько экстремальная. Полноценную экспертизу сделать мы не успеваем, мы можем пройтись только по самым критичным вопросам.

Глухова также согласилась с замечанием Михаила Шмакова:

- Каким образом считается производительность труда? Проблема в том, что методология Росстата определяет высокопроизводительные рабочие места исключительно по уровню зарплат. Если он выше среднего значения порогового уровня для сектора услуг, значит это высокопроизводительное рабочее место. То есть если зарплата растет, то, согласно Росстату, растет и производительность труда. Так это на самом деле или нет – не знает никто. В ситуации, когда у нас есть базовая методологическая проблема, в основных направлениях развития бюджетной политики можно записывать любые меры по повышению производительности труда в бюджетном секторе. В данном случае речь действительно пойдет исключительно о счетных вариантах.

В свою очередь министр труда Максим Топилин отметил, что в предложенном Минфином проекте бюджета уменьшаются расходы по заработной плате, что противоречит распоряжению правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. Таким образом, министр труда откликнулся на замечание Галины Меркуловой:

- Объемы финансирования, предложенные в бюджетных проектировках, не позволяют выйти на те соотношения, которые были согласованы, в том числе, в РТК. Это принципиальный момент, - подчеркнул он.

После почти полуторачасовых дискуссий стороны сошлись на том, что проект должен быть серьезно скорректирован к заседанию правительства 4 июля. Алексей Лавров вместе со «свитой» спешно покинул Овальный зал Дома правительства, где ему было явно некомфортно.

Снова о пенсиях

До сих пор остается актуальной тема реформирования пенсионной системы, вновь поднятая на заседании РТК. В прошлый раз («Солидарность» № 15, 2013) мы писали о новой формуле расчета пенсий, суть которой, по большому счету, от всех ускользнула. В этот раз и.о. директора департамента финансовой политики Минфина РФ Андрей Воронцов вообще не заикался о «золотой формуле», сосредоточившись на разъяснении работы ведомства с накопительной частью пенсии.

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно освежить память. Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии предусмотрена только для граждан, родившихся в 1967 году или позже, и представляет собой сумму учтенных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий. Работодатель платит 6% от тарифа (22%) в накопительную часть.

Это - та часть пенсии, которой мы можем распоряжаться сами: отдать ее в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Можно просто отмолчаться: в этом случае государство автоматически передает накопительную часть в государственную управляющую компанию - «Внешэкономбанк», а тот размещает средства в базовом или расширенном инвестиционном портфеле.

В чем проблема? Государство размещает средства накопительной части в низкодоходных бумагах, ставка по которым ниже инфляции, то есть средства просто тают. При этом страховая часть пенсии государством индексируется более высокими темпами (примерно 10% годовых).

Как мы помним, для предотвращения потерь еще в октябре прошлого года правительство высказало идею о так называемом «страховом маневре». Суть заключается в том, чтобы временно (на три года) перераспределить часть тарифа страховых взносов с накопительной части пенсии (6%) в пользу страховой («Солидарность» № 40, 2012). Сказано – сделано: с 2014 года 4% из 6% взносов из накопительной части пенсии будут переданы в страховую.

Вот, собственно, представитель Минфина и рассказал членам РТК об успехах «Внешэкономбанка» в инвестировании страховых средств граждан РФ в экономику:

- На конец первого квартала 2013 года совокупный инвестиционный портфель государственной управляющей компании составляет 1,6 трлн рублей, из которых 48% вложены в негосударственные активы. Это облигации российских эмитентов, облигации с ипотечным покрытием, денежные средства и счета в кредитных организациях, - пояснил Воронцов. – То есть средства пенсионных накоплений через «Внешэкономбанк» инвестируются в развитие экономики.

Вместе с тем один из пунктов пояснительной записки Минфина допускал возможность отрицательных результатов от инвестирования средств негосударственными пенсионными фондами. Михаил Шмаков вернулся к давней идее профсоюзной стороны о том, что накопительную часть (а вместе с ней и негосударственные фонды) вообще нужно оставить за рамками обязательного пенсионного страхования. Грамотные работники, освоившие высшую пенсионную алгебру, смогут, как и прежде, вкладывать свои средства в будущую пенсию, но уже на добровольной основе, с помощью коммерческих финансовых институтов. Внятный комментарий по этому вопросу Андрей Воронцов дать не смог.

- Человеку не важно, куда вы размещаете его пенсионные накопления, - в свою очередь отметила Ольга Голодец. – Ему важно, сколько он будет получать на выходе, а вы не можете точно об этом рассказать. Думаю, что надо ставить вопрос о переходе от пенсии с установленными взносами к пенсиям с установленными выплатами, потому что иначе мы ничего не сможем людям гарантировать.

Стороны РТК сошлись на том, что доклад Воронцова был принят к сведению – но с дополнением от профсоюзной стороны, которая, повторим, предлагает вывести негосударственные пенсионные фонды из системы обязательного пенсионного страхования.

Разное

Среди других вопросов в чрезвычайно насыщенной повестке дня заседания РТК следует отметить законопроект Минтруда по ограничению бонусов, выходных пособий («золотых парашютов») для руководителей госкорпораций и госкомпаний при увольнении. Соответствующие ограничения работодатели и профсоюзы прописали также для заместителей руководителей, главных бухгалтеров и членов совета директоров управляющих компаний. Рамки выплат такого пособия составят от трех до шести средних месячных заработных плат. Всё.

Помимо этого члены РТК утвердили график подготовки проекта Генерального соглашения («Солидарность» № 20, 2013) по рабочим группам, детальное обсуждение которого должно пройти на заседании Российской трехсторонней комиссии 26 июля.

Ну и добавим вместо заключения, что после всех баталий проект основных направлений бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов был рассмотрен на заседании правительства 4 июля и «в основном» был одобрен. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обозначил приоритетами бюджетной политики государства «повышение эффективности социальной поддержки граждан, обеспечение сбалансированности и прозрачности пенсионной системы».

Это означает, что, во-первых, к мнению сторон РТК прислушались. А во-вторых - самые главные дебаты о госбюджете на ближайшие годы еще впереди, в том числе на рассмотрении в будущем сентябре Российской трехсторонней комиссией проекта бюджетной стратегии РФ до 2030 года.

«А»-СПРАВКА

Основные параметры федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов:


- Доходы бюджета Пенсионного фонда России на 2014 год определены в сумме 6749,98 млрд рублей, на плановый период 2015 и 2016 годов - соответственно 7352,14 и 8176,64 млрд рублей.

- Доходы бюджета Фонда социального страхования прогнозируются в 2014 году в размере 569,54 млрд рублей, в 2015 году – 634,05 млрд рублей, в 2016 году – 703,62 млрд рублей.

- Общий объем доходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год планируется в сумме 1224,53 млрд рублей, на 2015 и 2016 годы – 1461,47 и 1551,84 млрд рублей соответственно.

Проект предполагает реализацию (финансирование) 53 федеральных целевых программ.
 "Солидарность"