1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Выпускников коррекционных школ отправят на заводы

Столичное бизнес-сообщество призовут помочь с трудоустройством выпускников коррекционных школ VIII вида. Детей с ментальной инвалидностью (умственная отсталость, синдром Дауна, легкие формы ДЦП и т.п.) предполагается обучать профессиям, где не требуется интеллектуальный труд, с 6–7-го класса, а после выпуска трудоустраивать по специальности, рассказала «Известиям» глава комитета по социальной политике Московской ассоциации предпринимателей Жанна Морозова. Идея уже получила одобрение руководителя городского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова, который распорядился начать отбор предприятий — участников проекта.

По словам Морозовой, к участию в проекте планируется привлечь предприятия, где требуется механическая однообразная работа: пищевое производство и общепит, швейные и мебельные фабрики, сельское хозяйство. Работодатели будут с 6–7-го класса обучать учеников коррекционных школ VIII вида (где учатся дети с разными видами умственных расстройств и заболеваний). После 9-го класса выпускник получает гарантированное трудоустройство, а предприятие — ответственного и лояльного сотрудника, а параллельно закрывает обязательную квоту на трудоустройство инвалидов. Затраты на обучение будут поровну поделены между работодателями и городским бюджетом. 

 

Учащиеся интернатов VIII вида не воспринимают общеобразовательные программы, но с физическим развитием у них все в порядке, отметила Морозова. 

 

— Их легко обучить вырезать из дерева, сажать растения, разводить животных, шить, причем они уже с девяти лет могут так обрабатывать шов, что от машинных стежков не отличишь, — перечислила она. — Люди с ментальной инвалидностью очень усидчивые, никогда не нарушают технологию и стандарты.

 

Как ранее писали «Известия», москвичей с ментальной инвалидностью трудоустраивают в столичные парки. Там они выполняют работу по благоустройству, озеленению и уборке территорий. 

 

Председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков сомневается в том, что разделение затрат на обучение между городом и предпринимателями будет достаточно для стимулирования бизнеса. Однако если работодателей станут информировать о проекте, например, раздавать им специальные памятки с пошаговой инструкцией по взаимодействию с интернатами, то такой тип трудоустройства может быть востребован, полагает он. 

 

— Если брать опыт Финляндии, то там очень много людей с синдромом Дауна активно работают в сфере торговли и общепита. Не в мишленовских ресторанах, конечно, а в фастфуде, но все равно они включены в общественную жизнь, — отметил Жарков. 

 

По мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергея Смирнова, проект имеет неоспоримые социальные плюсы, но его экономическая целесообразность вызывает ряд вопросов. В советский период плановой экономики и крупных предприятий такие программы трудоустройства были широко развиты: выпускники интернатов выполняли низкооплачиваемую механическую работу, но зато имели щадящий режим дня, гарантированное трудоустройство и в целом получали большую социализацию, чем их безработные одноклассники. 

 

— Сейчас изменилась структура потребностей экономики: от крупных предприятий перешли к мелким, а ряд видов производства практически полностью был заменен импортом, например, отечественных игрушек в России почти не делается. Работа должна быть монотонной и в крупных масштабах, потому что ради двух-трех операций в день работодатель не станет впрягаться в обучение детей-инвалидов и последующее их трудоустройство, — пояснил он.

 

Эксперт отметил, что граждане с ментальной инвалидностью могли бы также работать в сфере коммунального хозяйства, однако в Москве эта ниша давно занята мигрантами.

 

— Кроме того, неизвестно, насколько адекватно люди с таким видом инвалидности реагируют на внешнюю опасность, например, на шум от проехавшей машины, — сообщил Смирнов. 

 

Взяв на работу инвалида, предприятие численностью более 100 человек закроет квоту по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, но сейчас большинство компаний предпочитает вместо этого платить денежную компенсацию, продолжил эксперт. По его словам, из всех людей с ограниченными возможностями больше всего на рынке труда востребованы слабовидящие и слабослышащие граждане.

Известия.ру