1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Фрезеровщик — это не тупик

Лишь 9% россиян признают, что на выбор будущей профессии повлияла ее престижность. Но ситуация усугубляется: дефицит рабочих в последние десятилетия напрямую связан с падением престижа профессии, считают рекрутеры.

Повышение престижа рабочих профессий в последние годы — любимая тема государственных деятелей. Но пока что каждая компания решает проблемы самостоятельно. «Взаимосвязь между дефицитом рабочих кадров и непрестижностью производственных специальностей существует, — убежден Вадим Иванец, руководитель макрорегиона Центральная Россия лизинговой компании “Анкор”. — В последние два десятилетия молодые люди предпочитают учиться на кого угодно, только не на рабочего. Особенно остро это проявляется в крупных городах, где есть большой выбор учебных заведений. Но даже те, кто получает соответствующее образование, потом предпочитают работать, например, в продажах: это гораздо проще, график удобнее, можно больше заработать».

«Высокий спрос на специалистов рабочих специальностей связан с изменением рыночной конъюнктуры в пользу белых воротничков и снижением престижности работы «руками», — убежден Алмаз Сулейманов, директор по управлению персоналом МГТС.

Для столичной МГТС проблема повышения престижа рабочих специальностей стала приоритетной. Технические специалисты составляют 25% штата компании. «Набор специалистов с рынка — задача сложная, но еще сложнее их удержать, — поясняет Сулейманов. — На протяжении последних двух лет в компании действует комплексная программа повышения престижности рабочих специальностей, включающая как материальную (премии, дополнительные бонусы), так и нематериальную (конкурсы, наставничество, бесплатные программы повышения квалификации) составляющие, которые позволяют сотрудникам развиваться в компании по различным направлениям».

В качестве одной из главных мотивационных составляющих для удержания, по словам Сулейманова, стала программа дополнительного образования, выпускники которой получают преимущественное право занять более высокие должности. За год это позволило сократить текучку на 4%, утверждают в МГТС.

Увлечь с пеленок

Почти все крупные российские производители признаются, что в последние годы присматривать будущих рабочих начинают уже не с институтов, а со школьной скамьи.

У «Газпром нефти» четыре года существуют подшефные классы в школах в регионах присутствия, где детей готовят к поступлению в профильные вузы и сузы.

В «Северстали» запустили интерактивную сетевую игру «Мир профессий «Северстали» для школьников, в которой можно создать свою бригаду, освоить несколько металлургических специальностей, попробовать варить сталь и получить вполне наглядное представление о современном производственном процессе. В ОАО «Северсталь» убеждены, что разговоры про падение престижности рабочих профессий — просто стереотип. Попасть в компанию удается не всем выпускникам. «Учебный процесс в профессиональных заведениях построен таким образом, что путь в профессию начинается с получения рабочих специальностей, — рассказывает Андрей Белышев, директор по персоналу дивизиона “Северсталь российская сталь”. — Эта система не только позволяет нам привлечь лучших выпускников, но и способствует их дальнейшему закреплению на предприятии».

Та же система действует и в «Газпром нефти». Карьера любого специалиста начинается с позиции рабочего. Это делается для того, чтобы привить управленцам глубину понимания всего производственного процесса. «Особых секретов по повышению престижа нет. Мы платим конкурентоспособную зарплату. Активно продвигаем выдающихся рабочих и не скупимся в наградах за достойный и долговременный труд, поддерживаем династийность», — рассказывает Екатерина Мацкевич, начальник департамента по работе с персоналом «Газпром нефти».

Имиджевый фактор профессии очень важен, считает Григорий Котомин, гендиректор CG Quorum. «Сегодня очень не хватает популяризации историй о том, что линейные рабочие должности — хороший старт карьеры. Что фрезеровщик или оператор ЧПУ — это не тупик. Таких историй много, но про них не говорят», — уверен Котомин.

Живые легенды

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) стала привлекать летчиков-испытателей для проведения экскурсий в опытных конструкторских бюро и на действующих производствах. Летчики-испытатели современных истребителей пятого поколения Т-50, боевых и гражданских машин, показывают старшеклассникам, как организованы проектирование, сборка самолетов, некоторым из счастливчиков даже дают полетать на настоящем тренажере действующих самолетов.

«Многие подростки относятся к летчикам-испытателям как к The Beatles: следят за их выступлениями на авиасалонах, собирают газетные вырезки. Возможность увидеть и услышать из уст кумиров, как устроено производство, подростки воспринимают на ура. Дети даже из окрестных школ в крупных городах часто не подозревают, как выглядит современное производство: конструкторские бюро, сборочные цеха, в комнатах по выпускуагрегатов из композиционных материалов уровень чистоты выше, чем в операционных», — рассказывает Ирина Первышина, директор по персоналу ОКБ «Сухой» (входит в ОАК).

«Основным вкладом ЧТПЗ в популяризацию рабочих профессий мы считаем наш проект в рамках государственно-частного партнерства — создание в 2011 г. на базе государственного металлургического колледжа в г. Первоуральске образовательной программы «Будущее белой металлургии», — рассказывает Анна Левитанская, директор по стратегическим коммуникациям ОАО «ЧТПЗ».

Программа готовит специалистов по наиболее востребованным сегодня на высокотехнологичном производстве специальностям, таким как мехатроника, робототехника и др. За годы существования программы конкурс достигал 16 человек на место, утверждают в ЧТПЗ. При этом компания сознательно не накладывает на выпускников обязательств вернуться на заводы компании. «Напротив, мы считаем, что попасть на наши белометаллургические производства — это большая преференция, — подчеркивает Левитанская. — Мы создаем здоровую конкуренцию среди выпускников, и к нам приходят лучшие».

Госзаказ на героя

Около 13% опрошенных Job.ru признались, что на их выбор профессии оказали влияние фильмы, книги и СМИ.

Из современных киногероев-рабочих на слуху лишь «суровые челябинцы» с трубопрокатного завода: фрезеровщик Иван Дулин и начальник цеха Михалыч — герои скетчкома «Наша Раша». Ходят слухи, что обиженные рабочие ЧТПЗ даже писали письма с требованием убрать сюжеты. «На самом деле мы спокойно относимся к народному юмору и народной славе, — смеется Левитанская. — Писали ли письма рабочие авторам ситкома, сейчас уже сложно сказать. Но даже если их не было, их следовало бы придумать».

Если не считать многочисленных сериалов про врачей, пожарных, летчиков и полицейских разных мастей, «Ведомости» нашли только один полнометражный фильм про рабочих, снятый за последние десятилетия, — «За Маркса…» Светланы Басковой о борьбе профсоюзных активистов завода с олигархом.

«Раньше советской мечтой было строительство коммунизма. Идеальный киногерой, преодолевая трудности, шел к этой цели. Сейчас идеология изменилась. Человек, работающий на производстве в стесненных и жестких условиях, уже не является идеалом. На первый план выходит средний класс — так называемые буржуа. Поэтому людям не интересно смотреть про жизнь сталеваров, шахтеров или историю о драме на нефтяной вышке», — объясняет Иоганна Алексанян, супервайзер производства кинокомпании «Амедиа», объясняя исчезновение с теле- и киноэкранов фильмов и сериалов производственной тематики, популярных в 50-70-х гг. XX в.

«Когда я начал заниматься подбором персонала для производства, я за несколько вечеров специально пересмотрел пару десятков фильмов 50-60-х гг., — рассказывает Котомин. — Понятно, что в них есть идеологический комсомольско-партийный перекос, но вместе с тем в этих картинах очень много жизненных историй, которые просто показывают, как люди живут в коллективах. К чему стремятся, какие у них мотивы, мечты. А сейчас поколение, выросшее на сериалах “Элен и ребята” или “Универ”, видят жизнь, ограниченную веселой тусовкой в вузе и посиделками в кафе. Они считают, что поиск себя может происходить только в творчестве, отсюда такое количество дизайнеров и фотографов. У них формируются не совсем корректные представления о жизни. Им негде увидеть других героев».

«Советская производственная драма в лучших своих образцах выходила за пределы производственного конфликта. Вспомните драматургию Вампилова и Володина, фильмы Зархи, Хейфеца, Хуциева. Те же пьесы и фильмы, которые по сюжету были ограничены только производственным конфликтом, держались исключительно за счет игры талантливых актеров, но сами по себе и тогда были нежизнеспособны, — утверждает Алексанян. — В отсутствие жестких идеологических рамок нет смысла писать пьесы и сценарии с таким содержанием. Современный зритель не поверит, что рабочие сейчас переживают тот же накал страстей, который описывался в советской драматургии».

Идеи выступить заказчиком полноценного блокбастера про рабочих у «Северстали» пока не возникает, говорят в компании. Наверное, потому, что там не испытывают дефицита в квалифицированных рабочих кадрах. А вот опыт создания короткометражек о молодых работниках у компании есть. «В этих фильмах мы показываем молодежи, что увлекательная жизнь продолжается и после начала трудовой деятельности. Все герои наших роликов имеют хобби, которые переплелись с их работой: сталевар — чемпион-тяжеловес, агломератчик — фотограф, машинист коксовых машин — альпинист, машинист крана — театрал», — рассказывает Белышев.

ЧТПЗ тоже не чуждо творчество. В компании сняли короткометражные ремейки по знаменитым «Сталеварам», потом — корпоративный фильм «Испытание на прочность», в котором на один день генеральный директор менялся местами с молодым сотрудником из цеха. А в 2008 г. ЧТПЗ повеселил пользователей YouTube весьма хулиганским пластилиновым мультфильмом ко Дню металлурга.

«Сериал про молодых рабочих может быть востребован молодежной аудиторией, если он будет качественно сделан», — полагает Левитанская. «Правда, такой кинопродукт будет интересным, только если в центре действия будет не только производственный конфликт, — подчеркивает Алексанян. — Современный герой не так однозначен, как герои соцреализма».

Ведомости