1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

У профсоюзов не бывает "сезонов отпусков"

Интервью Председателя ФНПР М.В. Шмакова газете "Трибуна" 23-29 июля 2015 (№10569)

Даже в разгар лета, когда многие организации чуть ли не в полном составе уходят на каникулы, в Федерации Независимых Профсоюзов России кипит напряженная работа. Ведь интересы трудящихся необходимо защищать даже тогда, когда многие из них отдыхают. Особенно в нынешний непростой период, чтобы по осени не получилось так, что, вернувшись на свои рабочие места, труженики недосчитаются многих "цыплят"! О том, как идет эта очень непростая, но жизненно необходимая всем нам борьба за права трудящихся, корреспонденту "Трибуны" рассказал председатель ФНПР Михаил Шмаков.

– Михаил Викторович, недавно ФНПР выступила с заявлением по поводу очередных "гуманных" предложений правительства России сократить расходы на зарплаты и пенсии. Расскажите, пожалуйста, в чем его основная суть, чем вам на этот раз не угодил наш "креативный" кабинет?

– Дело в том, что в последнее время, по понятным причинам, эти самые "креативщики" из нашего правительства судорожно пытаются на всем сэкономить. Разумеется, "экономика должна быть экономной" – это еще незабвенный Леонид Ильич Брежнев говорил. И любая кухарка тоже старается овощи на базаре подешевле купить, это нормально. И любой рачительный хозяин тоже своими деньгами не сорит, а бережет копейку. Но если он, к примеру, будет экономить на питании членов своей семьи или наемных рабочих, то экономия эта ему выйдет боком. Однако в нашем уважаемом правительстве этих простых истин, похоже, не понимают! Все его "экономические" предложения и состоявшиеся решения, по сути, сводятся только к попыткам сократить расходы на зарплаты и пенсии.

При этом работникам бюджетной сферы не индексируют зарплату. А пенсионерам предложено либо не ждать индексации пенсий вообще, либо удовлетвориться индексацией в размерах существенно ниже инфляции. Еще хуже безработным, которые уже более пяти лет существуют на пособие от 850 до 4900 рублей! А в качестве "бонуса" или, если угодно, "на закуску", предлагается сомнительной свежести и полезности для здоровья "блюдо", которое обозначено в правительственном меню под кодовым названием "повышение пенсионного возраста". При этом, по различным оценкам, реальные доходы граждан России уменьшились за год на 25–50 процентов!

В совокупности получается, что мы имеем дело с осознанной политикой правительства по сокращению социальных обязательств государства в обстановке серьезного роста цен и повышения тарифов. Зато все красивые слова о поддержке реального сектора экономики и создании системы доступных и дешевых кредитов для предприятий только декларируются. Отсутствие оборотных средств губит российских производителей и уничтожает рабочие места.

Мы считаем, что отказ от индексации зарплат и пенсий, равно как и повышение пенсионного возраста, – это удар нашего "родного" правительства по всем гражданам. В свою очередь, отказ от поддержки российской промышленности – это удар по рабочим местам и доходам работников реального сектора экономики.

Убежден, что в условиях внешней нестабильности строить экономику на рецептах Международного валютного фонда – это снова обрекать страну на развал и потрясения, которые мы уже проходили в 90-е годы. Результатом подобной политики уже стали банкротства предприятий, сокращения работников и перевод на неполную занятость, существенное падение их доходов, рост социальной напряженности в стране.

Поэтому профсоюзы требуют не искать крохи в карманах трудящихся, которые уже давно прохудились, а изменить экономическую политику в нашей стране! Не надо экономить на бедных – для этого у нас вполне хватает богатых, с которых и взять можно через прогрессивный подоходный налог больше, и ущерб для их семейных бюджетов будет куда менее катастрофический. И это будет справедливо!

Михаил Викторович, а как обстоит дело с выполнением майских указов Президента Российской Федерации Владимира Путина по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы?

– Не во всех субъектах Российской Федерации в 2014 году удалось достичь целевых показателей. Правительством принято решение о снижении в 2015 году объемов финансирования учреждениям федерального подчинения и уменьшении объемов финансовой помощи бюджетам субъектов РФ на эти цели. Данным решением в текущем году фактически приостанавливается выполнение майских указов президента в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Наряду с ограничением финансирования, начались какие-то хитрые "игры со статистикой". Правительство работает над изменением методики и базы расчета средней заработной платы по региону. В частности, предлагается исключить из этого расчета зарплату в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности. Следствием подобных игр с методологией расчета средней заработной платы станет занижение показателей по региону и искусственное занижение планки роста зарплаты работников бюджетной сферы по "дорожным картам".

Напомню, что в 2015 году, в соответствии с утвержденным планом реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, должны быть подготовлены предложения по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам. Однако в настоящее время работа эта Минтрудом России фактически не ведется.

Как в целом вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке труда?

– Кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние и на рынок труда. Начавшееся в конце 2014 года сокращение спроса на рабочие руки продолжилось и в 2015-м. Коэффициент напряженности имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в середине 2014-го на каждого соискателя приходилось две вакансии, то в начале февраля 2015-го количество свободных должностей сравнялось с количеством зарегистрированных безработных. По предварительным данным Росстата, за I квартал 2015 года уровень безработицы увеличился на 0,5 процентных пункта относительно IV квартала 2014 года, составив 5,7%.

Кстати, в печально известном "антикризисном" плане правительства РФ предусматривались лишь дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда и дополнительные бюджетные ассигнования на выплату пособий по безработице для растущего числа граждан, оставшихся без постоянного заработка.

Однако из предусмотренных 51,8 млрд руб. субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения выделено только 1,9 млрд руб. четырем субъектам РФ (Алтайский край, Тверская и Самарская области, Республика Татарстан). Остальное финансирование заморожено с подачи Минэкономразвития России.

С 2012 года полномочия Российской Федерации в области активных программ содействия занятости населения (организация профессиональной подготовки и переподготовки, временной занятости, об­щественных работ, внутренней трудовой миграции) в части их финансового обеспечения переданы органам исполнительной власти субъектов РФ. В результате, как и предупреждали профсоюзы, финансирование этих мер за счет средств региональных бюджетов свернуто в разы.

Бездействие правительства (с подачи Мин­экономразвития и Минфина) лишает трудящихся и заработной платы, и самих рабочих мест. При этом правительство отказывается повышать и размеры пособия по безработице, которое застыло на мизерном уровне с 2009 года.

По мнению профсоюзов, один из основных показателей эффективности мер государственной поддержки – число созданных достойных рабочих мест в экономике. Напомню, что задача по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году поставлена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596.

– И как она выполняется?

– Проблематично. Прошло уже три года со дня принятия данного указа. Однако на сегодняшний день системный подход к решению задачи по созданию и модернизации рабочих мест и подготовки квалифицированных кадров так и не выработан. В ряде государственных программ в принципе отсутствует показатель создания высокопроизводительных рабочих мест. Отсутствует комплексный, согласованный между ведомствами план создания высокопроизводительных рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах.

Система профессионального образования не способна обеспечить создаваемые рабочие места квалифицированными кадрами, поскольку перед образовательными организациями стоит задача самофинансирования (по сути, выживания), а не повышения качества образования и обеспечения спроса на рынке труда. За последние 10 лет масштабы подготовки квалифицированных рабочих кадров резко сократились. Финансирование учреждений среднего профессионального образования также передано на региональный уровень, несмотря на категорическое несогласие ФНПР. Отсутствует система прогнозирования развития трудовых ресурсов в профессионально-квалификационном разрезе на долгосрочный период.

– Что в этой связи намерены предпринять профсоюзы?

– На наш взгляд, системная работа профсоюзов как в центре, так и на местах, должна включать в себя: экспертизу государственных программ Российской Федерации с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест; участие в обсуждении разрабатываемых и реализуемых в субъектах Российской Федерации программ по модернизации и созданию новых рабочих мест на период до 2020 года; активное участие в разработке региональных программ содействия занятости населения и осуществление мониторинга их реализации.

Экспертиза, анализ и мониторинг – три ключевых слова, которые мы должны взять на вооружение сегодня. Главное, чтобы Президент России и ФНПР не оказались в итоге единственными сторонами, заинтересованными в реализации майского Указа и создании 25 миллионов новых высокопроизводительных достойных рабочих мест. Но пока что, к сожалению, все выглядит именно так…

– Что, на ваш взгляд, ослабляет профсоюзы на данном этапе помимо "внешних угроз"?

– Безусловно, как и у любой крупной общественной организации, а ФНПР является самой многочисленной общественной организацией в России, у нас имеются определенные внутренние проблемы. В частности, давно назрела необходимость решения такого наболевшего вопроса, как объединение и укрупнение малочисленных отраслевых профсоюзов. Дело в том, что на сегодняшний день из 42 профсоюзов, входящих в ФНПР, около 17 насчитывают в своих рядах менее 100 тыс. членов. Это значительно осложняет процесс централизованного управления и взаимодействия внутри самого профсоюза. Не говоря уже о том, что у таких относительно малочисленных структур порой не хватает силенок для того, чтобы эффективно противостоять посягательствам со стороны работодателей. А ведь сейчас профсоюзы, как и вся страна, переживают весьма непростые времена. Поэтому в настоящий момент мы ведем активную работу по объединению и слиянию профсоюзов, чтобы собрать все силы в единый кулак, способный свернуть настоящие горы.

– Михаил Викторович, в июле в Уфе состоялся IV Профсоюзный форум стран БРИКС. Какие важные решения были там приняты?

– 9 июля в рамках Саммита БРИКС проходил IV Профсоюзный форум, в котором принимали участие руководители ведущих профцентров стран – членов БРИКС из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. В качестве почетных гостей на форум были приглашены представители Международной конфедерации профсоюзов и Международной организации труда.

Решение о создании Профсоюзного форума, принятое в 2012 году в Москве, явилось важнейшим рубежом, после которого мы не только стали осуществлять совместную работу, но и заявили о себе на международной арене, а также донесли факт создания нашего форума до глав государств и правительств наших стран. Тем самым получил дальнейшее развитие уже традиционный формат нашей работы в рамках Профсоюзного форума, который я бы назвал "реактивным", то есть формат, призванный дать ответ на текущие вызовы, отражающий наши взгляды и позиции, содержащий призывы к правительствам стран БРИКС. Участники форума приняли декларацию, которая была вручена президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Укрепление БРИКС, – указывается в декларации, – играет ключевую роль в демократизации международных связей без нарушения суверенитета и права народов на самоопределение, в совершенствовании многополярного политического мироустройства без диктата и дискриминационных экономических санкций. Трудящиеся наших стран видят в БРИКС новую, более справедливую модель глобальных отношений, которая должна строиться поверх традиционных водоразделов Восток-Запад и Север-Юг.

Ну и, конечно, надо обязательно отметить, что и Саммит БРИКС, и Профсоюзный форум проходили на территории Российской Федерации в год 70-летия Победы над фашизмом и окончания Второй мировой войны. В связи с этим декларация призывает правительства стран – участниц БРИКС "сделать все возможное для снижения политической напряженности, обеспечения безопасности и стабильности в мире, прекращения военных действий всюду, где они ведутся, способствовать активному и безусловному применению норм международного права для урегулирования региональных и локальных конфликтов".

Глава государства России ознакомился с документом и, обсудив с делегацией профсоюзных руководителей, пообещал учесть подготовленные предложения и, пользуясь правом "хозяина" саммита, передать текст документа всем главам государств – участников БРИКС.

Сайт ФНПР