1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Рожденная в экстремальных условиях

1 3 9223 марта 2021 года 30 лет Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП)

Ее становление пришлось на период глубокой ломки общественных устоев, сложившихся в советский период истории нашей страны. Поэтому буквально с первых дней своего рождения Ленинградской Федерации профсоюзов пришлось было оперативно реагировать на многочисленные вызовы и искать новые формы работы в принципиально иной системе социально-экономических отношений.

На сломе эпох
23 марта 1991 года на внеочередной конференции Ленинградского областного совета профессиональных союзов (ЛОСПС) были определены основные направления работы профсоюзов нашего города и области в период перехода к рыночным отношениям в экономике.

Делегаты конференции поддержали создание такой организационной структуры, которая наилучшим образом соответствовала политическим и социально-экономическим реалиям той поры. В ее основу положен федеративный принцип построения. ЛФП согласовывает и координирует деятельность членских организаций при их полной финансовой и организационной самостоятельности.

Выполняя решение XIX областной межсоюзной конференции об образовании Ленинградской Федерации Профсоюзов, в ее состав вошла 31 членская организация. В тот период ЛФП объединяла около 3 млн 36 тысяч членов профсоюзов Ленинграда и области, что составляло почти 99,0 % от общего количества работающих и учащихся.

Впервые в практике послевоенного периода избрание руководителя ленинградских профсоюзов прошло на альтернативной основе. Убедительную победу в ходе прямых выборов одержал Евгений Макаров, ранее возглавлявший профком производственного объединения «Алмаз».

Первый председатель ЛФП в свои 36 лет уже прошел прекрасную школу производства и имел солидный опыт профсоюзной работы. Евгений Макаров и его коллеги хорошо осознавали многочисленные тернии нового экономического уклада, который многим тогда казался дорогой к всеобщему благоденствию.

115 8м 07

Декларация XIX конференции ЛОСПС, провозгласившая создание ЛФП.

Однако так называемая «шоковая терапия» экономики, запустив маховик галопирующей инфляции, обесценила сбережения трудящихся, породила глубокий спад производства и гигантский скачок безработицы. Было фактически свернуто новое строительство. После либерализации цен в критическом положении оказались здравницы и туристические организации.

В условиях массовой приватизации предприятий началось сокращение профсоюзных рядов. Под демагогическим предлогом, что, мол, все работники станут акционерами, на отдельных предприятиях даже настаивали на упразднении профсоюзной организации. Если собрание акционеров принимало такое решение, то далеко не всегда удавалось оспорить его в судебном порядке.

Образование хозрасчетных подразделений внутри единого производственного комплекса, возникновение самостоятельных юридических лиц вело к изменению структуры профсоюзных организаций, ослабляя связи между ее звеньями. Нередко работодатели отказывались заключать коллективный договор, чтобы не брать на себя обязательства по всем подразделениям предприятия.

В итоге у многих первичных профсоюзных организаций не было ни достоверной информации об экономике и финансах предприятия, ни эффективных рычагов воздействия на администрацию его филиалов.

В начале 1990-х годов профсоюзы понесли численные потери и из-за изменения структуры производства. Если завод или институт ликвидировался или кардинально менял свой профиль, сохранить профсоюзную организацию было непросто. Кроме того, росло число малых и средних предприятий, где складывались чисто клановые отношения.

Новая реальность
В Северной столице — как и во всей стране — началось размежевание населения на зарождающийся класс предпринимателей и наемных работников. Для завоевания авторитета у трудящихся Федерации необходимо было продемонстрировать способность реально защищать экономические и трудовые права членов профсоюзов в суровых реалиях рыночной экономики.

Профсоюзы первым делом наладили непрерывный мониторинг изменения цен на потребительские товары и услуги, средней зарплаты по отраслям в городе и области. Это позволило ЛФП и ее членским организациям аргументированно готовить предложения и требования к органам власти и работодателям. К слову сказать, в 2010-е годы под руководством Евгения Макарова, тогда уже заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), была создана аналогичная система эффективного профсоюзного мониторинга во всероссийском масштабе.

В 1992 году объем промышленного производства Петербурга и Ленинградской области уменьшился почти на 20%, а выпуск товаров народного потребления – на 22,5%. По промышленным показателям город был отброшен на уровень 1977 года, а область – 1979-го. После начала приватизации число безработных за год в нашем городе возросло в 5,6 раза, а в области – в 7,3. Количество трудовых вакансий было в разы меньше числа претендентов. Рост цен значительно опережал увеличение зарплаты.

В 1991-1993 годы ЛФП на основе исследования реальных бюджетов 6,5 тысяч семей выработала региональные критерии стоимости жизни. Был определен такой состав минимальной потребительских корзины для работающих граждан, который обеспечивает воспроизводство их трудовых способностей. Это позволило профсоюзам поставить перед исполнительной властью и работодателями вопрос о доведении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума и об индексации зарплат работников с учетом инфляции.

В начале 1992 года ЛФП одобрила программу действий профсоюзов по обеспечению занятости, предупреждению безработицы и поддержке тех, кто ищет работу. Она явилась прообразом государственной программы занятости в Петербурге. В конце 1991 – начале 1992 годов стали появляться координационные комитеты содействия занятости с участием властных структур, работодателей и профсоюзов. В нашем городе действовало специальное соглашение о предотвращении массовой безработицы.

28 мая 1992 года ЛФП приняла Концепцию региональной социальной политики профсоюзов на период перехода к рыночной экономике. В ее основу был положен принцип самостоятельности профсоюзов. После «разгосударствления» профсоюзы получили возможность оказывать реальное влияние на состояние социально-трудовых отношений через диалог и достижение взаимоприемлемых договоренностей с социальными партнерами.

115 8м 11

Социальный диалог — единственный выход
Подчеркнем, что еще в 1990 году профсоюзы Петербурга выступили с инициативой заключения регионального соглашения. Однако тогда оно не было подписано из-за проволочек со стороны исполнительной власти и депутатов Ленсовета.

Лишь, спустя год Федерация добилась создания совместных рабочих групп по разработке первого в новейшей истории страны Соглашения с властью. Это соглашение о социальной защите трудящихся было подписано 14 марта 1991 года с исполкомом Ленсовета и включало в себя шесть разделов: «Социальная защита», «Охрана труда», «Занятость», «Налогообложение», «Жилищное строительство» и «Контроль исполнения». При этом, профсоюзы предъявили «отцам города» ультиматум (угрожая коллективными действиями), чтобы принудить последних подписать данный документ.

Первое же в нашей новейшей истории Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве в сфере трудовых отношений и гарантии прав граждан было заключено по инициативе ЛФП в феврале 1992 года.

Первые во всем
Тогда, после очень трудных переговоров, свои подписи под первым Трехсторонним соглашением Санкт-Петербурга, поставили первый председатель ЛФП — Евгений Макаров, первый мэр города на Неве — Анатолий Собчак и первый же глава Петербургского Союза ассоциаций предприятий промышленности, строительства, науки, транспорта и связи (предшественника нынешнего Союза промышленников и предпринимателей Петербурга), руководитель Балтийского морского пароходства — Виктор Харченко (на фото вверху. На первом плане справа — первый председатель ЛФП Евгений Макаров).

Таким образом, был создан механизм социального партнерства – трехсторонние комиссии, коллективные переговоры и взаимные консультации. Ежегодно заключались соглашения на трехсторонней основе по наиболее острым вопросам занятости, оплаты и охраны труда, социальных гарантий, предотвращения банкротств предприятий, десятки отраслевых тарифных соглашений и тысячи коллективных договоров.

Но, вновь вернемся в начало девяностых. Тогда, в их первой половине главными требованиями членских организаций ЛФП на коллективных переговорах были предотвращение сокращения объемов производства и массового банкротства, разработка программ занятости, предусматривающих создание новых рабочих мест и опережающую переподготовку кадров.

Профсоюзы добивались установления в соглашениях и коллективных договорах минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума (с учетом уровня цен в регионе), систем доплат и надбавок, учитывающих квалификацию, характер и условия труда, приемлемого уровня оплаты вынужденного простоя.

Уже в начале 1990-х годов в коллективных договорах таких предприятий, как Кировский завод, «Трансмашпроект», «Петербургвнешстранс», Морской порт, ЛИВИЗ, Гостиный двор, уровень зарплаты был сопряжен с реальной стоимостью жизни. В колдоговорах Пролетарского завода и Завода турбинных лопаток стали появляться конкретные обязательства по индексации заработной платы. Отраслевые профсоюзы принимали активное участие в определении судьбы неплатежеспособных предприятий.

Профсоюзы внесли весомую лепту и в создание Государственной инспекции труда. Ее формирование завершилось в 1994 году. В эту службу было рекомендовано более 100 технических инспекторов труда профсоюзов нашего региона.

Коллективные действия
Однако социально-экономическая ситуация в середине 1990-х годов по независящим от профсоюзов причинам продолжала ухудшаться. Не прекращались остановки предприятий, росла безработица. Средняя зарплата практически во всех отраслях хозяйства нашего региона была ниже среднероссийской и почти на треть отставала от минимальной стоимости жизни. Заработная плата большинства работников науки, культуры, образования и здравоохранения не дотягивала до прожиточного минимума.

Три четверти петербуржцев вынуждены были тратить на покупку продуктов питания почти весь семейный бюджет. При этом социальные партнеры не считали нужным согласовывать с профсоюзами рост цен на самое необходимое, включая хлеб и лекарства. Постоянно увеличивались тарифы на транспорт и ЖКХ. Предложенная профсоюзами методика оценки реальной стоимости жизни в Петербурге была отвергнута.

Из-за регулярных задержек с выплатой зарплат нарастало забастовочное движение. Акции протеста с требованием улучшить их материальное положение проводили работники оборонных предприятий, коммунального хозяйства, городского транспорта, учителя, научные работники, преподаватели вузов, медработники, строители. При ЛФП был сформирован сначала Стачечный региональный комитет, а затем Координационный комитет единых действий, которые рассматривали наиболее острые и спорные вопросы, связанные с организацией протестных акций профсоюзов.

Весной 1994 года Cтачечный комитет организовал массовые пикеты у административных зданий. Это заставило городские власти приступить к разработке программы поддержки промышленности Петербурга в условиях кризиса. 27 октября 1994 года в массовой акции протеста профсоюзов приняли участие до 75 тыс. человек. Работники разных отраслей проявили солидарность и выступили под общими лозунгами.

Весьма показательно, что еще до начала этой акции городские власти стали устранять задержки с выплатой зарплаты бюджетникам. На заседании петербургского правительства была пересмотрена тарифная сетка в бюджетных отраслях и ликвидированы два самых низших разряда.

С помощью коллективных действий, в ходе которых было направлено множество исковых заявлений по фактам нарушений трудового законодательства, профсоюзам удалось побудить социальных партнеров начать реализацию программ поддержки промышленности города и области, содействия занятости и борьбы с безработицей. Профсоюзы также получили доступ к разработке региональных бюджетов, концепций и прогнозов экономического развития, что позволило более действенно отстаивать социально-трудовые права работников.

Под давлением профсоюзов городское правительство в 1995 году произвело дополнительные закупки зерна, чтобы предотвратить резкое подорожание хлебобулочных изделий. В этом же году после двухлетней борьбы профсоюзов был создан прецедент установления доплат работникам бюджетной сферы с доходами ниже уровня прожиточного минимума.

Цена стабильности
28 декабря 1995 года на заседании президиума ЛФП было отмечено, что за относительную стабилизацию (в частности, значительно снизилась инфляция), заплачена слишком большая цена.

За 4 года рыночных реформ уровень жизни трудящихся упал более чем вдвое. Реальная заплата продолжала уменьшаться, поскольку не догоняла рост цен. Средняя по Петербургу заработная плата составляла менее 60% от стоимости минимальной потребительской корзины.

Было также отмечено, что Обязательства по Трехстороннему соглашению социальные партнеры зачастую выполняли лишь формально. В ходе подготовки новых соглашений они предлагали весьма обтекаемые формулировки и старались не брать на себя конкретных обязательств. Президиум ЛФП рекомендовал продолжить социальное партнерство, но в случае необходимости использовать и акции протеста.

Михаил Кореневский

Фотоматериалы из фондов Музея истории профсоюзного движения Санкт-Петербурга.