1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Кадровый тупик

появился в России из-за нового закона, регулирующего сферу заемного труда

Участники прошедшей в Петербурге всероссийской конференции, посвященной проблеме заемного труда, констатировали: если до конца нынешнего года не будут приняты меры, в начале следующего года многие работодатели могут оказаться без легально работающего персонала.

Дело в том, что с 1 января 2016 года в России вступает в силу законодательство, регулирующее сферу заемного труда. То есть случаи, когда частное агентство занятости (ЧАЗ) нанимает персонал, а затем фактически сдает его в «аренду» другому работодателю. Проблема же заключается в том, что законодательство, регламентирующее эту сферу, появилось и вскоре начнет действовать, а вот механизма, позволяющего сделать его применение эффективным и удобным для всех участников российского рынка труда, пока нет.

А получилось так: сегодня, вплоть до 1 января, подать заявку на аккредитацию в Роструд в качестве компании, занимающейся организацией заемного труда, рекрутеры не могут. Работодатели, не понимая, какое из частных агентств получит аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости, а какое – нет, не готовы заключать с ними договоры. И если ситуация не изменится, в начале 2016-го тысячи специалистов, работающих в качестве «заемных» сотрудников, окажутся вне правового поля, поскольку ЧАЗы еще не будут иметь права предоставлять их в «аренду», а компании – нанимать.

«В любом случае мы будем крайними: легитимно работать с 1 января не сможем, а если станем это делать – нарушим закон», – говорили многие участники конференции «Временный персонал: запрет «заемного труда» в России», собравшей около 200 специалистов. На самом деле крайними в этом случае окажутся все, поскольку работодатель, разрешающий трудиться не имеющему на это права специалисту, тут же подпадает под действие ряда положений Трудового кодекса и других законодательных актов. Да и сам работник автоматически оказывается нарушителем.

Фактически разрешение предоставлять персонал заказчикам ЧАЗы в лучшем случае получат к февралю 2016-го (на процедуру аккредитации, по словам заместителя руководителя отдела правовой поддержки территориальных органов Роструда Виктора Стаканова, уйдет не менее двух недель). И, следовательно, легитимно работать не смогут. А если попробуют, то, в соответствии с нормами трудового законодательства, компаниям грозит штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. В результате в начале 2016-го Петербург может лишиться тысяч «заемных» рабочих рук, без которых уже трудно представить себе такие сферы, как ЖКХ, промышленность и многие другие.

Вице-губернатор северной столицы Сергей Мовчан, оценивая перспективы введения в действие нового федерального закона (# 116-ФЗ), тоже признал: «Самое трудное ждет нас впереди, когда начнется процесс его применения. Уже сейчас виден ряд узких мест, которые способны привести к негативным последствиям». К таковым Мовчан отнес, например, тот факт, что аккредитацией

ЧАЗов на право организации заемного труда будет заниматься только Роструд. «Это вполне может быть тем «бутылочным горлышком», которое станет тормозить процесс аккредитации, – считает вице-губернатор. – А если так, то открываются и возможности для коррупции».

Возражают ли сами участники рынка труда против появления этого закона в принципе? Вовсе нет. Даже несмотря на то что он заставляет

ЧАЗы выполнить целый ряд условий. Например, теперь работодатели заемных работников (то есть именно частные агентства занятости) будут обязаны платить за них взносы на случай травматизма, иметь уставный капитал не менее 1 млн рублей и подтверждать отсутствие задолженностей по обязательным платежам.

«Особые требования предъявляются и к руководителям ЧАЗов, – пояснил Виктор Стаканов. – В частности, глава такого агентства должен иметь высшее образование и опыт работы в сфере HR не менее трех лет, а также подтвердить отсутствие судимости по преступлениям против личности и экономическим правонарушениям».

Единственной стороной, которая занимает принципиальную позицию против заемного труда, остаются профсоюзы. «Мы всегда выступали против того, чтобы к людям относились, как к товару, – заявила на конференции заместитель главы Ленинградской федерации профсоюзов Мария Артюхина. – Очевидно, что в этом законе ни о каком запрете заемного труда речь не идет: фактически он дает работодателям возможность избежать налогов, привлекая «заемных» сотрудников, и минимизировать ответственность за людей, которые на них работают».

Впрочем, сами работодатели с учетом сложившейся экономической ситуации за заемный труд двумя руками: многие даже не представляют себе, каково это – отказаться от «арендованных» уборщиков или бухгалтеров.

На возникающий в такой ситуации логичный вопрос: «Что делать?» – ответил председатель правления Межотраслевого центра кадрового проектирования Дмитрий Ким. «Если ты не хочешь, чтобы тебе диктовали условия, как надо жить, нужно самому определять правила», – заявил он. И предложил коллегам (а также всем участникам петербургского рынка труда) проявить активность и в оставшееся до 1 января время тем или иным способом «продавить» необходимые изменения.

Это мнение поддержал и глава комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко. «Пока у нас еще есть возможность выдвинуть предложения, которые будут отправлены «наверх» и, надеемся, приняты во внимание», – сказал он.

Санкт-Петербургские ведомости