1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Профсоюз защитил права капитана

Благодаря  юридической поддержке правового инспектора Северо-Западной Территориальной организации Профсоюза работников водного транспорта РФ Анатолия Вдовинова.

Василеостровский районный суд обязал СПБ ГУП «ПИЛАРН»  выплатить бывшему работнику ранее недоплаченные деньги за сверхурочные работы на сумму более 100 тысяч рублей.

 До недавнего времени Юрий Перевозчиков был капитаном-механиком в Санкт-Петербургском государственном унитарном предприятии (СПБ ГУП) «ПИЛАРН». В этой же организации он еще и работал по совместительству. Ему и его товарищам нередко приходилось выполнять сверхурочную работу (в ночное время, в праздничные дни и т. д.). Такой труд должен оплачиваться в повышенном размере: первые 2 часа — в полуторном, а последующие — в двойном.

В начале 2015 года Юрий Перевозчиков усомнился в том, что его сверхурочная работа оплачивается должным образом. Он попросил работодателя провести сверку документов об оплате его труда за 2014 год. Получив необоснованный отказ, Юрий Перевозчиков обратился в Северо-Западную Территориальную организацию Профсоюза работников водного транспорта РФ. Правовой инспектор Анатолий Вдовинов помог ему составить судебный иск о взыскании заработной платы за сверхурочную работу.

Суд первой инстанции отказал Юрию Перевозчикову в удовлетворении его исковых требований. Суд почему-то счел, что истец пропустил срок подачи обращения, хотя иск был подан 31 марта 2015 года. «Согласно действовавшему на тот момент закону, это был последний день обращения без пропуска трехмесячного срока давности, — пояснил Анатолий Вдовинов. — Сам «срок» отсчитывается с того момента, когда работник узнал или, как записано в законе, должен бы узнать о нарушении своих трудовых прав.

Получается некая казуистика. Во-первых, что значит «должен был знать»? Кроме того, если строго следовать букве закона, работник доподлинно узнает о нарушении своих прав только после решения суда. Во всех остальных случаях он может лишь предполагать, что нарушения были допущены».

Однако Юрий Перевозчиков и его представитель продолжили борьбу, подав апелляционную жалобу в Городской суд. В этой судебной инстанции подтвердили, что срок подачи его обращения в Василеостровский районный суд не был пропущен. Иск был возвращен туда для повторного рассмотрения уже иным составом суда.

В ходе судебного разбирательства работодателю пришлось представить все необходимые табеля, ведомости и платежки. Судя по этим документам, в 2014 году почти трети четверти сверхурочных (в общей сложности — более 850 часов) капитан Перевозчиков отработал не в своей основной должности, а в рамках внутреннего совместительства. «Все очень просто, — полагает Анатолий Вдовинов. – Выплаты за сверхурочные на основной работе рассчитываются от должностного оклада работника. Это — одна сумма. И совсем другая, гораздо более меньшая, получается при оплате сверхурочных за работу по внутреннему совместительству, на которую сотрудник обычно оформляется на полставки».

В коллективном договоре СПБ ГУП «ПИЛАРН» четко зафиксировано, что период оплаты сверхурочных работ составляет один год. Однако на суде представитель работодателя заявил, что в 2014 году решением совета трудового коллектива этот срок был сокращен до одного месяца. В качестве доказательства был представлен протокол заседания совета трудового коллектива.

«Тогда я обратился в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, где регистрируют коллективные договоры и все изменения к этим документам, выяснилось, что в 2014 году никаких изменений в колдоговор СПБ ГУП «ПИЛАРН» не вносилось, — продолжает свой рассказ Анатолий Вдовинов. - Вызванный в суд председатель совета трудового коллектива этого предприятия показал, что в предоставленном протоколе стоит не его подпись. После этого ответчик поспешил списать откровенный обман на самодеятельность «группы товарищей», хотя, наверное, такая акция заслуживает гораздо более жесткой правовой квалификации».

Как было установлено в суде, вся переработка капитана Перевозчикова за 2014 год фиксировалась в ведомостях и табелях, но в расчетных листках против его фамилии графы «сверхурочная работа» не оказалось. «Работодатель в своем пояснении указал, что переработка была учтена при выплате премиальных, — недоумевает Анатолий Вдовинов. – Однако оплата сверхурочных работ не имеет никакого отношения к премии. Это – обязательная, а не переменная часть заработной платы».

Тем не менее, представитель работодателя в ходе судебного разбирательства продолжал настаивать на том, что с Юрием Перевозчиковым сполна расплачивались за сверхурочные работы, ежемесячно его премируя.

«Тогда я задал своему оппоненту вопрос: если переработку сотрудника оплатили таким способом, то почему при этом фактически уменьшили саму премию? – улыбается Анатолий Вдовинов. – В один из месяцев 2014 года почти половина (47%) премии Юрия Перевозчикова – это оплата его сверхурочных работ. На каком основании? Ведь приказа об изменении или уменьшении его премии не было. Получается, что чем больше человек работает, тем меньше его премия».

В итоге Василеостровский районный суд обязал работодателя выплатить Юрию Перевозчикову 133 тысячи рублей за сверхурочные работы в 2014 году.