1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Не исключать из перечня, а развивать профориентационную работу!

svarkaМинистерство образования и науки РФ планирует исключить почти сто наименований из перечня профессий среднего профессионального образования. Проект приказа опубликован на Едином портале раскрытия информации http://regulation.gov.ru/project/17621.html?point=view_project&stage=2&stage_id=11944 и находится в стадии обсуждения.

В число специалистов, которых в будущем не планируется обучать в техникумах и колледжах рискуют попасть представители самых разных отраслей - от машиностроения до сферы услуг. И среди них есть не только редкие, такие, например, как - огранщик алмазов в бриллианты или оленевод-механизатор, но и популярные сегодня парикмахер и фотограф. Что интересно, в исключаемых числятся и основные специальности ведущих отраслей производства, например, проходчики и горномонтажники подземные в горнодобывающей отрасли или наладчики холодноштамповочного и кузнечно-прессового оборудования и сварщики на лазерных установках в машиностроении. Список можно продолжать.

Правда те, кто сегодня уже обучается по данным специальностям, свое обучение еще смогут продолжить.

Авторы документа свою инициативу объясняют отсутствием или низким набором студентов на обучение по определенным программам подготовки квалифицированных рабочих и возможностью работодателей самим готовить нужных специалистов по программам профессионального обучения, в том числе «с целью быстрого реагирования рынка труда на экономические изменения региона».

Заместитель председателя Постоянной Комиссии Совета Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) по вопросам заработной платы и занятости, председатель Межрегионального профсоюза работников ОАО «Кировский завод», Сергей Пантелеев документ, рожденный в недрах Минобра, оценил резко негативно, назвав проект приказа ни чем иным, как «очередным гвоздем в гроб производства».

По словам Пантелеева, промышленность уже сегодня испытывает огромный дефицит в представителях рабочих специальностей, а исключение целого ряда основных – массовых, а не «штучных» - профессий из программ подготовки в учреждениях среднего профессионального образования сделает эту ситуацию просто катастрофической.

«Я только что вернулся с собрания в кузнечно-прессовом цехе нашего предприятия. Встреча прошла очень эмоционально, говорили, в том числе, и о нехватке кадров. Работники уходят на пенсию, а молодежь на эти специальности не идет. Приходится набирать людей в других регионах. Но это не решает проблему. А если в техникумах и колледжах еще и перестанут готовить тех же наладчиков кузнечно-прессового оборудования, то кто будет работать лет через 5-10, когда уже сейчас дефицит. Проблему непопулярности профессий нужно решать организацией профориентационной работы, совместно мотивировать людей различными способами, а не уходить в сторону от проблемы и не исключать из перечня!», - подчеркивает он.

Скептически отнесся Пантелеев и к утверждению чиновников из Минобра о возможности работодателей самим готовить необходимые кадры: «Много ли вы знаете учебных заведений при предприятиях? Много ли работодателей согласятся и есть ли такая возможность содержать штат преподавателей в учебных центрах? Государство в очередной раз пытается переложить на плечи промышленников.решение глобальной проблемы, на сей раз - подготовки кадров. Я не снимаю с них обязанность участия в решении этой задачи. Но работодатели резонно могут задать вопрос: почему они одни должны заниматься подготовкой специалистов, если регулярно платят налоги, которые, в том числе, идут и на поддержание сферы образования? В таком случае нужно решать вопрос о снижении налогового бремени. И в очередной раз возникает вопрос, а участвуют ли практики из реального производства в подготовке таких документов? Хотя ответ очевиден».

Профлидер подчеркивает, что создавая подобные документы, государство «в очередной раз хочет снять с себя ответственность за положение дел в экономике». Он выразил готовность поучаствовать в обсуждении проекта приказа, высказав однозначное «нет». Кстати, публичное обсуждение документа заканчивается 30 августа.