1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Газета

ПТлого

Без повышения внутреннего спроса экономику не поднять

Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков - о причинах экономического кризиса и путях выхода из него.

За прошлый год по уровню бедности Россия откатилась на 7 лет назад. Такие цифры привел Михаил Шмаков на заседании Генсовета ФНПР 2 марта. Почему ситуация в стране продолжает ухудшаться? Какие ошибки допускает власть? И что нужно сделать для выхода из экономического кризиса? Откровенные и жесткие ответы на эти вопросы прозвучали в докладе главы проф-союзов. Его речь выслушали представители правительства, депутаты Госдумы РФ. Какие будут сделаны выводы — покажет ближайшее время. Профсоюзы в свою очередь настроены на решительные действия. Приведем наиболее важные и интересные выдержки из выступления Михаила Шмакова.

В настоящее время в экономике России продолжают развиваться серьезные негативные тенденции. К нерешенным базовым внутренним проблемам добавились серьезные внешние вызовы: резкое падение цен на нефть, ограничение доступа на рынки капитала.

Первоначально правительство и Банк России надеялись, что очередной кризис будет легко ликвидирован, как в 2008-2009 годах. Но поскольку уровень новых проблем сложнее, ясно, что прежние рецепты не могут сработать. Однако серьезно менять экономическую и финансовую политику правительство оказалось не готово, оно пошло по пути, протоптанному еще в 90-е годы.

В конце 2014 года Банк России отпустил рубль в «свободное плавание» и повысил ключевую ставку почти в два раза — до 17%. Таким образом предприятия России оказались отрезаны от доступных внутренних кредитов, а граждане страны столкнулись с ростом цен на все импортные, а далее — и отечественные товары.

О провале антикризисного плана — 2015

В январе 2015 года без обсуждения с социальными партнерами правительство приняло так называемый антикризисный план. Прошел год, и сегодня уже можно оценить его эффективность.

Более 80% финансовых средств по плану предоставлялось банкам — для поддержания необходимого уровня кредитования предприятий. Но государственные средства, переведенные банкам, не поступили предприятиям, а ушли на валютный рынок спекулянтам, расшатывающим рубль. При этом Центробанк утверждал, что все держит под контролем.

Сейчас у властей появились планы провести очередную волну приватизации. Все это похоже на хитрую комбинацию заинтересованных лиц — взять госкредиты у Центробанка, превратить их в валюту и способствовать снижению рубля. Затем объявить новую приватизацию и по дешевке скупить госпредприятия. Думаю, после этой операции курс рубля вновь повысится, поскольку новым собственникам нужно будет повышать капитализацию приобретенного бизнеса. Вот и все. А мы с вами где? Не буду уточнять...

К сожалению, антикризисный план 2015 года не содержал мер по активному стимулированию внутреннего спроса, направленного на развитие национального производства. Рост потребительского спроса вообще не был заявлен в качестве приоритета.

В отличие от кризиса 2008-2010 годов не были приняты меры по увеличению бюджетных расходов на заработную плату и социальные пособия. Было сокращено финансирование отраслей социальной сферы, в том числе расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы федерального уровня, на индексацию оплаты труда госслужащих и военнослужащих. Индексация пенсий, социальных выплат и пособий существенно ниже фактической инфляции. Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. Не было поставлено даже подобие задачи по ограничению роста цен на товары и продукты первой необходимости.

По оценке Счетной палаты, антикризисный план 2015 года по большей части формально выполнен. Но если оценивать антикризисные мероприятия по результатам, достигнутым в экономике, то в реальности его не удалось реализовать и на 30%. Мероприятия по импортозамещению не дали ощутимых результатов. Исключение составляют лишь агропромышленный и военно-промышленный комплексы, где государство применило активную форму поддержки и целевое финансирование.

В остальных отраслях ситуация плачевная. Устаревшие технологии и износ производственных фондов (по итогам 2014 года — 49%), физически и морально устаревшее оборудование не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. В результате фактическая девальвация рубля, которая в обычных условиях стимулирует увеличение экспорта, не привела к увеличению спроса на российские товары за рубежом.

Была оказана поддержка Фонду развития промышленности, предоставляющему предприятиям льготные кредиты. Это — один из хорошо зарекомендовавших себя институтов развития. Однако бюджет фонда в 2015 году составил 20 млрд рублей. В условиях неподъемных кредитов это совершенно недостаточная сумма.

Что же мы имеем в результате всех принятых мер?

Если говорить об антикризисном плане, который должен был остановить падение экономических показателей и доходов граждан, то можно сказать: он «утонул». И в смысле поддержки экономики, и в смысле поддержки доходов граждан.

Экономика России в 2015 году показала рекордное падение за последние семь лет. Согласно официальной статистике, снижение ВВП составило 3,7%, объем промышленного производства снизился на 3,4%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, оборот розничной торговли — на 10%.

Реальная зарплата сократилась на 9,5%, а реальные денежные доходы — на 4%. Задолженность по выплате заработной платы выросла за 2015 год на 61%. В начале февраля долги по зарплате выросли за месяц на 21%. Уже сейчас по уровню бедности Россия откатилась на шесть-семь лет назад. Впрочем, падение доходов граждан не означает, что денег нет в принципе. Номинальная зарплата выросла в 2015 году на 4,6%, а прибыль предприятий и организаций — на 49%. Понятно, что за счет роста цен.

Но в результате получается, что, несмотря на рост — и цен, и прибыли, ни власти, ни бизнес не спешили повышать зарплату работников. По-прежнему сохраняются высокие процентные ставки, а Банк России не принимает мер по предотвращению оттока капитала, не пытается заместить внешние источники кредитования внутренними. Попытки увеличить доходы бюджета за счет увеличения налогового бремени усугубили бегство капитала и падение деловой активности.

Резюмирую: первый антикризисный план не выполнен правительством с точки зрения основополагающих показателей. Вопрос: почему руководители, не справившиеся с работой, продолжают находиться в тех же должностях? Или, слегка перефразируя президента России: «Где отставки?». Вопрос «Где посадки?» тоже актуален.

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать: проведение такой денежно-кредитной политики приведет к дальнейшему спаду производства и инвестиций, снижению конкурентоспособности отечественной промышленности, сжатию потребительского спроса, банкротству предприятий, росту безработицы. Что и происходит сейчас на наших глазах.

О недостатках нового плана

В феврале 2016 года разработан второй (условно говоря, антикризисный) план правительства. Его проект обсуждался в Российской трехсторонней комиссии.

Структурно план состоит одновременно и из серьезных отраслевых направлений работы, и из явно пролоббированных отдельными ведомствами сиюминутных решений. Главные наши претензии к новому плану действий правительства просты.

Он не рассчитан на серьезную поддержку реального сектора экономики и стимулирование внутреннего потребительского спроса.

В результате его реализации в нынешнем виде не начнут снова работать предприятия, не произойдет увеличения производимой продукции, а у граждан не будет средств, чтобы приобрести необходимые товары и услуги.

Рассмотрим примеры. Возьмем подраздел «Поддержка отдельных отраслей экономики» — в нем описаны меры по импортозамещению в сельском хозяйстве. Предусмотренный планом объем финансирования — до 10 млрд рублей. Причем финансирование — из неопределенного пока что источника. По оценке экспертов, срок выхода на уровень самообеспечения для сельского хозяйства составит три-четыре года, при этом стоимость объема продукции, которую нужно произвести в сельском хозяйстве с целью импортозамещения, должна составить около 2 трлн рублей.

Вывод: выделенное финансирование обеспечит население нашей страны только 0,5% сельскохозяйственной продукции, необходимой для импортозамещения.

Второй пример. Поддержка автомобильной промышленности, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Предусмотренный суммарный объем финансирования трех программ — около 160 млрд рублей. По оценке экспертов, финансирование данных мероприятий обеспечит импортозамещение только на 2%, поскольку стоимость объема продукции машиностроения, которую необходимо произвести для импортозамещения, должна составить не менее 8 трлн рублей.

Для понимания масштаба: годовой объем импорта, ввезенного в Российскую Федерацию по всем отраслям экономики в 2014 году, составил более 17 трлн рублей.

Еще пример. В этом году правительство планирует выделить из антикризисного фонда дополнительно 20 млрд рублей на докапитализацию Фонда развития промышленности. При этом общий объем необходимого финансирования отобранных заявок составляет более 700 млрд рублей. Вопрос: кому морочат голову подобным финансированием? Это симуляция заботы о развитии промышленности.

Если посмотреть на проект антикризисного плана в ракурсе имитации, то многое станет более понятным.

Планом предусмотрено дополнительное финансирование в сумме 3 млрд рублей из антикризисного фонда на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ. Данные мероприятия по плану должны охватить порядка 50 тысяч человек. При этом число официально зарегистрированных безработных на сегодня превысило один миллион человек. А вот сумма, выделяемая в плане на развитие малого и среднего предпринимательства, в 10 раз больше (33,5 млрд рублей), чем на дополнительные меры в сфере занятости. Притом что реализация данных мероприятий позволит создать всего лишь около 20 400 рабочих мест.

33,5 млрд и 20 400 рабочих мест на фоне одного миллиона — это забота о безработных или имитация?

Другой пример. Предусмотрены дополнительные 5,5 млрд руб-лей на выплату пособий по безработице, но — при условии роста числа безработных граждан. То есть безработные, чтобы получить деньги на пособия, должны надеяться на рост своих рядов. При этом максимальный размер пособия с 2009 года составляет 4900 рублей. Предложение проф-союзов о повышении максимального размера пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения правительством не поддерживается и не рассматривается как одна из первоочередных мер.

Возникает вопрос: это внимание к проблеме или его имитация?

Что делать

Профсоюзы неоднократно предлагали ряд мер, способных обеспечить устойчивый экономический рост и рост благосостояния граждан страны.

На первом месте среди этих мер — крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Формирование системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на долгосрочную перспективу. Удешевление и облегчение доступа к долгосрочным кредитам и сбыту продукции оте-чественным производителям. Введение контроля над нецелевым использованием кредитов, спекулятивными и мошенническими операциями на финансовом рынке.

Второе — разработка комплекса мер по повышению уровня жизни населения с целью стимулирования совокупного потребительского спроса как фактора роста производства и экономики в целом.

Установить в 2016 году мораторий на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения. Определить, что государство, устанавливающее кадастровую стоимость, обязано при желании собственника выкупать по этой стоимости недвижимость. С целью повышения оплаты труда наименее оплачиваемых работников считаем целесообразным правительству РФ ввести ограничения на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в собственности Российской Федерации.

Третье — это переход к прогрессивному налогообложению доходов и имущества, в том числе освобождение от уплаты НДФЛ доходов ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, увеличение налога на дивиденды от акций и введение налога на роскошь. Целесообразно ввести налоги на спекулятивные финансовые операции и чистый вывоз капитала.

Четвертое — искоренение коррупции, в том числе за счет введения ответственности исполнительных органов власти за уровень жизни населения.

Пятое — деофшоризация экономики и прекращение оттока капитала через запрет доступа нерезидентам (компаниям и физическим лицам) к недрам и другим природным ресурсам России, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения.

Шестое — многократное увеличение ассигнований на НИОКР с целью ликвидации технологического отставания и технической импортозависимости.

Седьмое — изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Центробанка нужно включить создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.

И последнее. Нужно принять срочные меры к изменению системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций.

С такими базовыми предложениями ФНПР обращалась в высшие государственные органы власти еще в сентябре прошлого года. Приняты они не были. На сегодня могу констатировать: если в течение ближайшего времени предлагаемые меры не будут реализованы, то страна может подойти к серьезным социальным потрясениям.

ТРУД