1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

“Кто, если не мы” Как студенты-медики работают в “красных зонах”

Обучение нынешних студентов медицинских вузов совпало с пандемией. И для многих первыми пациентами стали больные в “красных зонах”. Глава Минздрава Михаил Мурашко назвал это бесценным опытом и реальной возможностью сделать вклад в победу над COVID-19. Кроме того, это тест на профпригодность и правильность выбранного пути, уверен председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Анатолий Домников. В ковидных госпиталях трудится много профсоюзных активистов, которые успевают и учиться, и работать, и заниматься общественной деятельностью, и даже играть свадьбы.

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ

Практически каждый третий студент Саратовского государственного медицинского университета им. Разумовского так или иначе внес вклад в борьбу с пандемией: кто-то в качестве волонтера, кто-то - работая в поликлиниках и ковидных госпиталях. Об этом газете “Солидарность” рассказал студент шестого курса лечебного факультета этого университета Михаил Трушкин. Он в 2021 году работал сначала в поликлинике, а затем два месяца в областной клинической больнице в “красной зоне”.

- Сначала я был в составе выездной бригады, которая брала ПЦР-тесты у людей с подозрением на ковид. Работать в “красной зоне” оказалось очень тяжело, так как было много пациентов с не совсем изученным вирусом, который сложно поддается лечению. Работа была трудоемкая, но интересная. Я как студент получил неоценимый опыт, научился тому, о чем раньше знал только в теории, - говорит Трушкин. В тот период обучение шло в дистанционном формате, и это помогло совмещать работу с учебой.

- Когда у нас случился переход от дистанционного к очному обучению, некоторые преподаватели, понимая, что мы работали в “красной зоне”, шли навстречу и переводили нас на удаленку, - пояснил Михаил. В связи с открытием в Саратове новой инфекционной больницы многие ковидные госпитали закрывают. Так как у “омикрона” более легкое течение, закрываются и “красные зоны”, так что студенты больше сосредотачиваются на учебе. Михаил Трушкин, который также является заместителем председателя контрольно-ревизионной комиссии профкома, отметил, что профсоюз работников здравоохранения помогал и награждал студентов-волонтеров грамотами и медалями за вклад в борьбу с коронавирусом.

- Когда страна находится в положении, которое можно сравнить с военным, любой медицинский работник обязан защищать здоровье населения, - так объяснил свой выбор будущий врач.

ПРАВАЯ РУКА

Дмитрий Гарань учится на шестом курсе Ростовского государственного медицинского института и с самого начала пандемии, с марта 2020 года, работает в ковидном госпитале.

- У нас самый крупный в России институт, совмещенный с клиникой (стационар на 860 коек, 20 специализированных отделений, 18 лечебно-диагностических подразделений, 17 клинических кафедр. - Е.М.-Ш.). Поэтому наши студенты и до пандемии могли работать в качестве младшего и среднего медперсонала. Но было очень сложно перестроиться на поток пациентов, который появился с новой коронавирусной инфекцией. Со временем мы научились справляться, справляемся и сейчас. Кто, как говорится, если не мы? Потому что студенты - правая рука действующей системы здравоохранения, в будущем - ее часть, - убежден Дмитрий. Кроме того, по его мнению, этот опыт чрезвычайно полезен в профориентации:

- Работая на должностях среднего медперсонала, ты взаимодействуешь с врачами разных специальностей: терапевтами, анестезиологами, хирургами. Ведь приходится лечить не только коронавирусную инфекцию, но и любое сопутствующее заболевание. Поэтому в госпитале задействован большой спектр специалистов. Дмитрий Гарань отметил, что разницы в оплате труда студентов и других медиков, выполняющих ту же самую работу, нет. - Я заместитель председателя профорганизации, одна из задач которой - защита прав сотрудников и обучающихся. Нам ни разу не поступали заявления с просьбой помочь разобраться с ситуацией, когда кому-то недоплатили. Все, кто официально оформлен, не является волонтером, получают оклад и выплаты из ФСС. Мы видим, что нас не ущемляют по сравнению с теми, кто уже давно здесь работает. Но есть также волонтеры, они трудятся на безвозмездной основе, затрачивая иногда и свои средства, например, на транспортные расходы. Здесь уже профорганизация старается регулярно оказывать матпомощь волонтерам, - подчеркнул Гарань.

СВАДЬБА МЕЖДУ СМЕНАМИ

Они поженились полгода назад, в июле 2021 года, найдя “окошко” между суточными сменами в ковид-отделении, а познакомились в профкоме учащихся Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Они - это Александр Громов, студент пятого курса педиатрического факультета, активист первички учащихся университета, руководитель школы профактива и руководитель студенческих медицинских отрядов, и Вероника Громова, которая полгода назад окончила университет и сейчас проходит ординатуру по педиатрии в Национальном медицинском исследовательском центре им. Алмазова. С весны 2020 года Александр и Вероника работают в ковид-отделении университетской клиники. - Устроился я сюда сразу же, как только нам объявили, что такое отделение открывается, - говорит Александр.

- Честно сказать, особо даже не раздумывал, мною двигало желание помочь людям. Ну и, конечно, хотелось реализоваться как медицинскому работнику. За это время было много тяжелых пациентов, интересных диагнозов, необычных ситуаций. Трудно описать, насколько большой опыт я успел получить за эти два года. Я прошел путь от санитара до медбрата. За это время создал свой первый медицинский отряд, реализовался в общественной жизни и даже успел жениться. Супруга моя проходила этот путь вместе со мной. Наверное, поэтому нам удалось так долго продержаться в этом отделении, работая в трудных условиях, - только благодаря поддержке и помощи друг друга. Для нас с Вероникой это место уже стало символом нашей студенческой трудовой молодости. Когда кажется, что твой день был очень тяжелый, невольно подумаешь: “Ну я хотя бы все это время не бегал в СИЗе”. Вероника (тогда еще Гущина) тоже пошла работать в педиатрическое ковид-отделение сразу после его открытия:

- Еще когда подобные отделения только начали появляться в Москве, дала себе слово не остаться в стороне. Мной двигало осознание того, что я медик и я могу помочь. Возможно, эта помощь будет ничтожно крохотной, но она будет. И еще я понимала, что это будет потрясающий опыт. Я заступила на свои первые сутки прямо в день открытия отделения и работаю до сих пор. За это время я впитала столько практических и теоретических знаний, сколько не получала и за все шесть лет обучения в вузе, и я горжусь этим, - говорит Вероника. Она окончила университет, сдавая экзамены иногда прямо из “красной зоны”, и все это время рядом был любимый человек, который не давал в трудные минуты впадать в отчаяние.

- Мы прошли этот нелегкий путь вместе. Нелегкий - потому что, сколько помню, мы постоянно работали “за себя и за того парня”. На полторы ставки, на две, приходили помогать бесплатно. Относились к этому месту как к дому, а к детям и коллегам - как к родным, ведь условия нашей работы очень сближают. Все силы мы тратим на бессонную и довольно нервную работу с какими-то нечеловеческими графиками. А с утра, сдав смену, едем учиться до ночи. А потом опять в “зону”. Совмещать трудно, но мне кажется, без этого мы не станем Врачами с большой буквы, - считает Вероника.

В начале пандемии еще было неизвестно, как станет оплачиваться труд в “красных зонах”, поэтому материальная сторона точно не стояла во главе угла. - Изначально мы шли в ковид-отделение за опытом, - говорит Вероника Громова.

- Никто не знал, какие суммы придут на карту. Но со временем люди начали узнавать, сколько получают медики, работающие с ковидными больными. Пошла волна негодования, зависти, злости. И мне почему-то стыдно за эту масштабную несправедливую финансовую ситуацию, стыдно перед коллегами, которые получают вдвое меньше меня, работая не в СИЗах. Александр Громов рассказывает, что с самого начала ни для кого из сотрудников не были большой мотивацией возможные дополнительные выплаты или пособия. “Но со временем мы поняли, что наше государство действительно оказывает очень сильную материальную поддержку людям, которые борются с пандемией”. При всей загруженности молодой пары, профсоюзная работа стала даже некой отдушиной.

- На самом деле, когда работаешь в таком месте, очень помогает отвлечься профсоюзная сфера деятельности, - рассказывает Александр. - В свободное от работы и учебы время мы с Вероникой занимались самыми разными проектами, акциями, мероприятиями. Достигли многих успехов и стали больше ценить свою студенческую жизнь, научились работать в команде. Очень приятное ощущение - знать, что ты преуспеваешь во всем и помогаешь людям во многих сферах жизни. Но рано или поздно у всех меняются приоритеты. Конечно, свою личную семейную жизнь мы тоже не откладываем на второй план, поэтому в последнее время стараемся больше вещей делегировать новым людям, помогаем им проявлять себя и брать инициативу в свои руки.

Профком нашего университета тоже не обделял вниманием студентов в пандемию. Руководство помогало студентам вести социальную работу в самое тяжелое время, поощряя активистов ППО материально и морально. И, конечно, исправно выполняло основную функцию: защиту прав студентов в период пандемии.

- Профсоюз с самого начала поддерживал тех, кто пошел работать с больными ковидом. Мы получали награды, письма, материальную помощь. Профком никогда не был в стороне - это как большой и добрый папа, который стоит у тебя за спиной и говорит: ты - молодец, я тобой горжусь. И пусть сейчас я уже не часть педиатрического университета, но за моей спиной до сих пор стоит и верит в меня такой “папа”, - вторит мужу Вероника.

Комментарий Анатолий Домников, председатель профсоюза работников здравоохранения РФ:

- Вызывает неподдельное, истинное уважение то, что люди выбирают медицину по призванию - ведь ребята по зову сердца и совести идут работать в “красные зоны”. С другой стороны, это первое тяжкое испытание. И если ты его выдерживаешь, значит, ты выбрал профессию не случайно. По сути, это лакмусовая бумажка правильности сделанного выбора. Потому что ты вроде поступил в институт, но три курса практически не нюхаешь медицины. А тут в процессе учебы старшекурсники могут работать помощниками врача или медсестрами, а первокурсники - санитарами. И то, и другое, и третье - это все проверка твоего собственного выбора. И если тебя не тошнит и не переклинивает от того, что там происходит, тебе не страшно - значит, ты сделал правильный выбор. Поэтому те ребята, которые там отработали, прошли сумасшедшую жизненную школу. Конечно, и раньше у студентов была практика, но то, что происходит сейчас, происходит впервые. Это очень хороший тест, очень хорошая практика и перспективы для дальнейшей работы. Ведь в будущем этих выпускников обязательно заметят главные врачи, обязательно на них будут опираться. Такие ребята - наша гордость. Поэтому любому из них и профсоюз, и я лично помогал и буду помогать всегда - это просто зрелые граждане. Это мое глубочайшее убеждение, и я им за это несказанно благодарен. Низкий им поклон.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность»